Чем опасен осмос и как его избежать в судостроении?
Как выглядит осмос?
Участки вздувшегося пузырями стеклопластика на днище лодки свидетельствуют о том, что имеет место явление, известное как гидролиз стеклопластика. Известный всем осмос – это следствие гидролиза. То есть, вздувшийся гелькоут на корпусе судно – это признак начинающегося, или уже вовсю развивающегося процесса разрушения стеклопластика!
В чем суть этого процесса?
Вода проникает сквозь гелькоут как в виде паров, так и в виде жидкости, благодаря малому размеру молекулы Н2О. Гелькоут при постоянном контакте с водой является довольно слабой преградой для ее проникновения. Этому еще более помогает стекловолокно, действуя как капилляры и транспортируя воду вглубь ламината. Вода, находясь в близком контакте со смолой в гелькоуте и ламинате, образует своего рода химический раствор с тем, что принято называть водорастворимыми веществами , содержащимися в смоле. В той или иной степени они присутствуют в любой отвержденной полиэфирной смоле. Все эти вещества обладают свойством сильно притягивать молекулы воды (гигроскопичны) и немедленно реагируют с водой, фильтруемой гелькоутом, образуя кислотный раствор. Затем этот едкий раствор, являющийся продуктом гидролиза, начинает медленную атаку на окружающий его пластик. Пластик в свою очередь разрушается на составляющие - фталевые кислоты, гликоли и т.д., которые опять же растворимы водой и обеспечивают процесс дополнительным материалом. Процесс, таким образом, поддерживает сам себя до тех пор, пока обеспечивается приток воды. Со временем он все глубже и глубже проникает внутрь стеклопластика. Сам процесс именуется гидролизом , а суть его в том , что из стеклопластика при этом вымывается смола.Так почему же эти пузыри вместе с гидролизом представляют собой такую проблему?
Сами они влияют на скорость и помимо всего прочего портят внешний вид. Они медленно расслаивают стеклопластик и, при достаточном их количестве, могут нарушить механическую целостность ламината. Однако, гораздо важнее тут разрушительное влияние гидролиза на смолу. Этот процесс размягчает и ослабляет смолу, вымывая ее из стеклопластика и тем самым снижая его жесткость. Со снижением жесткости возрастает степень гибкости, испытываемой отдельными участками днища. А с ростом гибкости возрастает риск усталостных деформаций. Большинство корпусов яхт имеют коэффициент запаса прочности от 2-4 до единицы, тем самым сохраняя достаточный запас при ухудшении его свойств. Однако разброс этих коэффициентов достаточно велик и кроме того в целях улучшения ходовых характеристик они всегда находятся под угрозой снижения. Если корпус имеет сэндвичевую конструкцию, механические разрушения наступают довольно скоро. Насыщение влагой заполнителя, носящее обширный характер, представляет собой ремонтонепригодный случай, во всяком случае за разумные деньги. Тут еще стоит заметить , что одно только присутствие влаги в стеклопластике , даже при отсутствии в нем процессов гидролиза , значительно снижает его сопротивляемость усталостным деформациям.Виды осмоса на поверхности
Осмос покрытой гелькоутом поверхности
A. воздушные пустоты или полости
B. наполненные жидкостью пустоты под действием нейтрального давления C. наполненные жидкостью пустоты под действием осмотического давления (коробление гелькоута) D. растрескивание гелькоута и высвобождение давления E. прогрессирующее проникновения влаги в ламинат |
Осмос ламината
A. Межслоевые воздушные пустоты (под слоем гелькоута или первого слоя стекловолокна).
B. Слой стекловолокна C. Наполненные жидкостью межслоевые пустоты D. Перемещение влаги в результате осмотической реакции E. Повышение осмотического давления (разрушение ламината, ослабление межслоевой адгезии) |
Профилактика осмоса на судах
Для снижения вероятности возникновения осмоса рекомендуется:• Использовать гелькоут хорошего качества;
• Ниже ватерлинии наносить только белый или прозрачный гелькоут;
• Удалять воздух;
• Создавать барьерный слой высокого качества;
• При создании барьерного слоя использовать маты на порошковом связующем;
• Обеспечить хорошую адгезию между слоем гелькоута и барьерным слоем;
• Обеспечить хорошую адгезию между барьерным слоем и основным ламинатом;
• Обеспечить достаточное отверждение.
Используемые в судостроении материалы должны:
• Обеспечивать получение эстетической поверхности приемлемого качества;• Обладать длительным сроком службы;
• Не приводить к возникновению осмоса (пузырение поверхности).
Закажите смолу прямо сейчас и осмос будет не страшен!
200TP TICOP LGT SV LSE Смола ORTHOТиксотропная, предускоренная, среднереактивная, ненасыщенная полиэфирная смола средней вязкости на основе ортофталевой кислоты. Обладает отличными механическими свойствами, низкой эмиссией стирола, быстрым отверждением и малой объемной усадкой. В своем составе содержит парафин. Имеет регистр Lloyd’s.
3401TA Смола ORTHO
Полиэфирная, ортофталиевая, предускоренная, тиксотропная смола с низкой эмиссией стирола, низкой усадкой и индикатором катализатора.
Хотите перейти в другой раздел?